Лечение ДЦП (детского церебрального паралича).

Рефлекс-реабилитация

- новый высокоэффективный метод лечения ДЦП.

Курс лечения больных с ДЦП включает в среднем 15 сеансов, с увеличением при необходимости до 20 сеансов, с закономерным появлением положительных изменений на фоне проведения однократного курса лечения. Средняя продолжительность сеансов составляет 60 мин.

Количество курсов составляет, в среднем 3-4 в год, с перерывом от 1 до 3 месяцев. Регулярность проведения курсов строится по индивидуальной программе с учётом состояния двигательного статуса больного. Иногда между курсами назначается медикаментозная терапия по патогенетическому принципу. Следует отметить, что в период проведения курса лечения не отменяются получаемые и не назначаются новые лекарственные препараты. Это делается с целью объективизации клинической динамики – как результата предложенного метода лечения, так и с целью страховки от появления возможных побочых эффектов при применения некоторых лекарственных препаратов (аллергия, непереносимость, повышение судорожной активности и т. п.).

Наибольшая эффективность метода отмечается при лечении детей младшего возраста (до 7-8 лет) с детским церебральным параличом, детей грудного возраста с различными синдромами двигательных нарушений (гипертонус мышечная дистония, гемисиндромы, парезы, задержки темпов моторного развития и т. д.), при лечении больных с акушерскими плекситами, двигательными нарушениями в результате перенесенных нейро-инфекционных и сосудистых поражений головного мозга.

При лечении у больных с ДЦП, в зависимости от формы, отмечается снижение спастичности, возрастание силы паретичных мышц-антагонтстов, увеличение амплитуды движений в пораженных суставах, уменьшение по частоте и выраженности гиперкинезов, а также улучшение координации. Наблюдаются положительные изменения в функции артикуляционно-мимической мускулатуры и произносительной стороне речи.

Основной упор при оценке клинической динамики делается не на изменение состояния отдельных компонентов двигательного стереотипа больного (мышечный тонус, объём движений в отдельных суставах, степень выраженности патологических тонических реакций и т. д.), а на состояние его двигательной умелости, количестве и качестве его двигательных навыков (умение сидеть, ползать, ходить и т. д.). Акцент делается на положительные изменения в виде развития существующих и появления новых двигательных навыков, повышающих уровень социально - бытовой адаптацию ребёнка. Также с этой целью проводится специальное анкетирование, с проведением фото и видео-съёмки, позволяющие нагляднее показывать положительные изменения, произошедшие с ребенком за период лечения. Анкеты и видео сохраняются как своеобразный отчетный материал и предлагаются для ознакомления родителям при первичном осмотре ребенка. Примеры заполнения анкеты (см. в приложении).

Среди детей с ДЦП основную массу составляли больные с тяжёлой формой спастической диплегии (50-60%), при этом, дети до 3-5 лет составляли большинство.

Наряду с основным проводится комплексное лечение, включающее применение МРТ, НЛИ – терапии с методиками пролонгирования миорелаксирующего эффекта.

Особое внимание уделялось у больных со спастической диплегией и особенно с гемипаретической формой детского церебрального паралича с поражением руки. В этих случаях лечение было направлено на активизацию функциональной активности дистальных отделов руки, кисти и пальцев, а также на увеличение сектора свободного манипулирования за счет уменьшения патологических тонических установок в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах.

В процессе наблюдения за клиническими результатами были сделаны следующие выводы.

1. Эффективность применяемого способа наблюдалась у больных всех возрастных групп. Возрастной критерий не является определяющим фактором, однако крайне желательно начинать лечение как можно раньше, не дожидаясь развития стойких патологических двигательных изменений. Наиболее предпочтительными являются пациенты до 5-7 лет с сохранным интеллектом.

2. Клиническая положительная динамика в виде появления новых стато-кинетических и функциональных навыков отмечалась на фоне проведения однократного курса лечения с тенденцией к увеличению при последующих.
3. Активное использование ребёнком полученного навыка в комплексе самостоятельных движений обеспечивало стойкость полученного результата. Правильное выполнение между курсами рекомендованных упражнений не только укрепляло полученные результаты, но и способствовало их дальнейшему развитию.
4. Менее выраженными и стойкими были полученные результаты у больных с выраженной задержкой психического развития, эпи-синдромом в структуре патологии, у часто болеющих, соматически ослабленных детей.